3
26октября2009

Взыскательная публика. Профиль.

В кризис не все чувствуют себя плохо, некоторые, наоборот, процветают. Коллекторам экономические потрясения только прибавляют работы.

Когда осенью прошлого года страну захлестнула волна неплатежей, многие предприятия оказались не способны самостоятельно взыскивать долги с дебиторов. Для коллекторских агентств наступили золотые деньки. "Спрос начал расти с осени 2008 года, а с начала января наш портфель по работе с корпоративными клиентами вырос в несколько раз", - отмечает Алексей Козырев, замгендиректора компании "Секвойя Кредит Консолидейшн". Коллекторы работают как с предприятиями, так и с банками, тоже столкнувшимися с резким ростом неплатежей. Доля просроченных корпоративных кредитов нефинансовому сектору с августа по октябрь выросла с 5,8% до 6,4% в общем объеме выданных ссуд. Банковские службы безопасности перестали справляться с валом неплатежей, многие кредитные организации были вынуждены отдать работу по "выбиванию" долгов из заемщиков на аутсорсинг. Правда, в коллекторских агентствах отмечают, что большая часть их портфелей - это все-таки долги компаний перед другими компаниями, а не банковские кредиты. "Пару месяцев назад мы стали работать с банками Топ-20, но пока нам отдают небольшие кейсы, - рассказывает замгендиректора агентства АКМ Александр Щербаков. - Банки еще только присматриваются, насколько эффективна работа с коллекторами".
При этом с банковскими кредитами коллекторам удобнее работать, чем с дебиторской компанией: в банках нет путаницы в документообороте и лучше риск-менеджмент при выдаче займа. Кроме того, часто у кредитов есть обеспечение в виде какого-либо имущества должника, соответственно, и шансов вернуть такие долги больше. Отдавать взыскание средств на аутсорсинг удобно некрупным банкам или кредитным организациям, чьи проблемные кредиты по размеру подходят под определение "средний" - малый бизнес редко попадает в разработку коллекторов. "Если компания достаточно крупная и активно ведет свою деятельность, задолженность она погасит гораздо раньше, нежели мелкая фирма", - считает Олег Курзанов, директор по развитию коллекторского агентства Morgan & Stout. Если сумма долга менее 1 млн рублей, коллекторы вряд ли возьмутся за него - такова планка у большинства крупных коллекторских агентств. Между тем очень большие займы тоже не их профиль. "Долги от $100 млн - это уровень инвестбанкинга, каждая сделка контролируется кем-то из высшего руководства банка. Взыскание таких сумм никто не будет отдавать на аутсорсинг", - поясняет Алексей Козырев.
Разумеется, сотрудничество с коллекторами не означает, что кредитору удастся вернуть все. Взыскивается в среднем 30-40% проблемных займов, по физлицам эффективность примерно такая же - 25-30%.
Дело в том, что вероятность возврата долга снижается с ростом срока неплатежа. Конечно, определенную отдачу дает работа и с просрочкой от полугода, но больше шансов вернуть долги с просрочкой два месяца и меньше.
В коллекторских агентствах обычно работают три группы специалистов: финансисты, юристы и служба безопасности. Финансовый блок занимается аудитом и оценкой состояния компании, участвует в разработке плана взыс-кания. Юристы обеспечивают ведение судебных тяжб, а служба безопасности добывает информацию о компании всеми возможными способами. Первый этап взаимодействия с должником - тщательное изучение его бизнеса. "Фундамент нашей деятельности - именно информационная работа", - говорит Александр Щербаков. Иногда уже на этом этапе коллекторы признаются заказчику: вероятность выбить долг маленькая, и работа будет настолько сложная, что комиссия может составить вплоть до 50% от суммы при среднестатистических 20-25%. Экспертиза должника включает в себя анализ бухгалтерской и другой документации, а также выяснение действительного положения дел в компании.
Чтобы понять, что происходит в компании-должнике, специалисты агентства встречаются с ее сотрудниками, контрагентами, а иногда и с конкурентами. Главное - выяснить, из каких ресурсов задолжавшая фирма может погасить свои обязательства.
Проведя анализ бизнеса компании, коллекторы разрабатывают план погашения задолженности и предлагают его кредитору, а затем должнику. Иногда ведутся трехсторонние переговоры, но обычно кредитор полностью делегирует полномочия агентству.
Чаще всего коллекторам приходится работать с торговыми компаниями, именно они чаще попадают в списки должников. Если фирмы входят в какой-либо холдинг или же у владельцев есть какие-то смежные бизнесы, взыскать долг возможно и через другое юрлицо. Иногда компания испытывает трудности, но есть перспективы получения прибыли в будущем, продажи части бизнеса или открытия других источников доходов. В этом случае коллекторы настаивают на отсрочке.
Иногда коллекторы и кредитор не только дают поблажку должнику, но и помогают ему в поисках финансирования. В "Секвойя Кредит Консолидейшн" был случай, когда клиент одолжил деньги мини-заводу по переработке пластиковой упаковки в Московской области. Здание предприятия уже было построено, оборудование закуплено, но кризис помешал запустить производство - не хватило средств. Завод имел несколько кредиторов, в том числе банк из первой десятки, с ним удалось договориться о выдаче нового кредита на завершение проекта под гарантии мелкого кредитора (клиента коллекторского агентства). Расчеты показывали: от запуска завода и получения первой прибыли кредиторы смогут получить больше, чем в случае банкротства и продажи недостроенного предприятия. В то же время без гарантий компании-кредитора заводу, и так просрочившему платежи, получить новую кредитную линию у банка было бы практически невозможно. "В этой ситуации небольшой кредитор лучше понимал бизнес должника", - объясняет Алексей Козырев.
Другой вариант: когда платить должнику нечем, а его банкротство кредитору не выгодно - выплата долга акциями или передача части компании в собственность, если должник - не акционерное общество.
Но это хорошие сценарии, а бывают и плохие. Нередко должники отказываются идти навстречу кредиторам, предпочитая держать глухую оборону, - дескать, кризис все спишет. В этом случае коллекторы могут применить различные меры воздействия. Например, испортить деловую репутацию. "Мы можем донести до их партнеров некоторую информацию в нужном нам ключе. В большинстве случаев это означает разорение компании", - намекает Александр Щербаков. Рассказать можно не только о том, что эта компания вовремя не платит, но и о других не вполне благовидных фактах. Шантаж? Возможно, но таковы правила работы с должником, который отказывается платить по счетам. Иногда это срабатывает, и компании начинают возвращать деньги. Защититься в этом случае от коллекторов трудно. "Если в компании действует положение о коммерческой тайне, то на коллекторов можно подать в суд за разглашение сведений. Но это сложно: надо доказать, что информация была собрана незаконно", - объясняет Владимир Китсинг, адвокат МКА "Князев и партнеры".
В период кризиса из-за большого объема долгов многие компании попали под банкротство, именно так чаще всего решаются проблемы с долгами, сегодня суды завалены делами об инициировании банкротства должника. Если положение его бизнеса шатко и расплачиваться в ближайшее время нечем - для кредитора это единственный способ вернуть хоть что-то. В этом случае больше шансов получить деньги у самого крупного кредитора. Если он таковым не является, возможности получить возмещение минимальны. Иногда коллекторы договариваются с более крупным кредитором, тогда их союз при конкурсном производстве поможет получить больший "кусок" активов. Как правило, такие союзы создаются с крупными банками.
По мере выхода страны из кризиса количество и объемы неплатежей, скорее всего, будут сокращаться, но коллекторы не боятся остаться без работы. Работа над проектом занимает от года и более. Например, сейчас по суду возвращают долги, появившиеся аж прошлой осенью. Так что работы еще много. К тому же некоторые коллекторы уверены: основной наплыв клиентов еще впереди.

Екатерина Белкина

возврат долгов