4
05сентября2012

Проверка контрагента проще взыскания задолженности

Проведением проверки  потенциального (планируемого) контрагента можно достичь двух целей.

Цель первая - показать ИФНС, что партнер, с которым осуществляется сотрудничество  – организация действующая, работающая, не являющаяся т.н. «технической конторой».

Обычно с этой целью (для того, чтобы порадовать глаз налоговиков) компании запрашивают друг у друга надлежащим образом заверенные копии учредительных и регистрационных документов, документов, свидетельствующих о постановке на учет в различных фондах и состоянии в различных реестрах.

Вопрос о том, достигается ли тем самым поставленная цель, а именно подтверждение сотрудничества с компанией, добросовестно ведущей коммерческую деятельность, оставим открытым. С большой долей вероятности,предоставление перечисленной макулатуры (включая перевод бумаги, чернил и отвлечение сотрудников на копирование и прошивание документов) не гарантирует однозначности в вопросе о том, что контрагент не «техничка».

Как показывает практика, налоговики редко остаются удовлетворены подтверждением добросовестности контрагента посредством предоставления копий документов, имеющихся в наличии у любого юридического лица, зарегистрированного на территории РФ.

Вместе с тем, многие компании продолжают запрашивать указанные документы под угрозой срыва сделки. Возможно, тем самым организуется занятость человеко-места.

Безусловно, для подтверждения факта реальной деятельности необходимы совсем иные доказательства (подтверждающие не формальное существование, а фактическую деятельность компании-контрагента).

В тоже время, для компаний, работающих с отсрочкой платежа больший интерес должен иметься к достижению второй цели – получение информации о платежеспособности контрагента перед выходом на сделку.

Какие критерии можно проверить:

1)     традиционно удостовериться в существовании компании-контрагента в ЕГРЮЛ;

2)     установить наличие/отсутствие мероприятий по внесению изменений в ЕГРЮЛ (связанных и не связанных с внесением изменений в учредительные документы);

3)     проверить фактическое наличие офиса(ов), склада(ов) у компании-контрагента;

4)     выяснить порядок работы с другими контрагентами и добросовестность выполнения обязательств перед ними;

5)     ознакомиться с долговой нагрузкой компании-контрагента и выяснить состояние его дебиторки;

6)     проанализировать текущее состояние компании-контрагента на рынкес учетом миграции персонала;

7)     выяснить состояние активов компании-контрагента;

8)     ознакомиться с благонадежностью первых лиц компании-контрагента;

9)     ознакомиться с порядком участия компании-контрагента в судебных разбирательствах (затягивание судебных процессов, обжалования и прочее);

10) многое другое (в зависимости от цены сделки, условий отсрочки/рассрочки платежа и иных условий).

Провести весь комплекс мероприятий возможно как самостоятельно, так и силами привлеченных специалистов.

Главный момент –провести такую проверку, дабы уберечь свои нервы в будущем и быть готовым к различным вариантам развития событий.

Тот, кто предупрежден – тот вооружен.

 Татьяна Тарантар, Исполнительный директор