Аналитики НАПКА выяснили, что 15% заемщиков чувствуют дискомфорт при общении с профессиональными взыскателями, даже если те показывают высокий уровень дисциплины. Впрочем, в преддверии вступления в действие закона о коллекторах количество жалоб именно на нарушение коллекторами этических норм уменьшилось, свидетельствует статистика.
Так, за 9 месяцев текущего года общее количество жалоб на взыскателей, поступивших в НАПКА, составило 2.7 тысяч. К концу года число обращений может достичь 4 тысячи. Для сравнения: за 2015 год ассоциация обработала на тысячу меньше жалоб — около 3 тысяч.
В НАПКА рассказали «Известиям», что в 2016 году заемщики стали больше предъявлять претензий к работе коллекторских агентств, но в общем объеме доля жалоб на грубость и угрозы значительно сократилась. К концу 2015 года доля жалоб на нарушение этических норм составляла 31%, то к концу сентября 2016 года их доля уменьшилась до 19%.
4% заявлений от заемщиков относятся именно к незаконным методам взыскания. В ассоциации также указывают на то, что иногда граждане намеренно оговаривают коллекторов без явных причин и доказательств.
Изменилась ли политика по работе с клиентами внутри коллекторских компаний в преддверии полноценного вступления в силу закона о коллекторах?
Если алгоритмы взыскания и изменились, то не сильно. Во-первых, Закон в силу пока не вступил, во-вторых, надзирающего органа как не было, так и нет. Формальное закрепление этой обязанности за ФССП не приведет в ближайшем будущем к быстрому созданию эффективной системы контроля за работой коллекторских агентств. Кроме того, нормы закона ограничивают наши возможности и наверняка негативно скажутся на эффективности работы взыскателей. В связи с этим, сейчас, наоборот, логичнее ожидать от участников рынка роста интенсивности мероприятий по урегулированию задолженности.