3
23апреля2009

Коллекторские агентства в период кризиса. Агентство комментариев Комментарии.ру


В конце прошлого года – начале этого, банки стали менее активно выдавать кредиты, и сами кредиты стали более дорогими. При этом объем просроченной задолжности растет от месяца к месяцу. Так, на первое марта 2009 года просроченная задолженность физических лиц составляла 4,1% от общего объема выданных кредитов. По итогам I квартала Банк России ожидает долю просрочки в 4,5–5%. По прогнозам ЦБ РФ, доля просроченной задолженности по кредитам российских банков в 2009 году может быть на уровне 10 – 12%. В этой связи можно ожидать роста объемов задолженности, передаваемой агентствам по сборам платежей.

Подробнее: [Банки.ру]

Увеличилось ли с начала 2009 года количество обращений в коллекторские агентства со стороны банков? Каков Ваш прогноз по динамике спроса на коллекторские услуги до конца этого года? Какие тренды на этом рынке проявляются сильнее в период кризиса?

По каким видам кредитов банки чаще обращаются за помощью к коллекторам? Как Вы считаете, будет ли меняться нынешний портфель просроченных задолженностей? Если да, то каким образом?

Какие способы взыскания задолженности обычно используются агентствами по сборам платежей? Какие решения в отношении должника применяются чаще всего для урегулирования проблем с возвратом кредита?

Какие аспекты законодательного регулирования коллекторской деятельности требуют усовершенствования, изменения? Какие дополнения и изменения, на Ваш взгляд, необходимо внести в готовящийся законопроект о коллекторской деятельности?

Как Вы считаете, когда стоит ожидать оживления рынка потребительского кредитования? Будут ли банки столь же активно развивать розничное кредитование, как и до кризиса? Какие банки могут стать лидерами этой отрасли? Какой сегмент рынка кредитования сможет начать расти быстрее других?


Александр Щербаков
Увеличилось ли с начала 2009 года количество обращений в коллекторские агентства со стороны банков? Каков Ваш прогноз по динамике спроса на коллекторские услуги до конца этого года? Какие тренды на этом рынке проявляются сильнее в период кризиса?

Да, количество обращений увеличилось. Увы, внешне благополучные тенденции, а именно рост числа клиентов, оборотов и объема портфелей проблемных долгов, находящихся под управлением компании, имеют обратную сторону. Речь идет об объективном падении платежеспособности населения в условиях финансового кризиса.

Делать прогнозы не совсем правильно в текущий момент времени, потому как у нас недостаточно статистического материала даже для осмысления текущих экономических процессов применительно к нашей отрасли бизнеса. Тем не менее, прогноз мог бы быть следующим: в случае краткосрочности кризиса коллекторские агентства будут одними из немногих участников рынка, кто из сегодняшних условий сможет получить выгоду. Увы, у нас нет оснований полагать, что кризис закончится в течение ближайших года-двух. При таком развитии событий мы можем лишиться основных поставщиков портфелей проблемной задолженности — розничных банков. Тогда неизбежна сильная диверсификация клиентского портфеля программа сокращения издержек.

По каким видам кредитов банки чаще обращаются за помощью к коллекторам? Как Вы считаете, будет ли меняться нынешний портфель просроченных задолженностей? Если да, то каким образом?

Исторически сложилось так, что в работу нам и нашим коллегам чаще всего попадали самые высокорисковые кредитные продукты — экспресс-кредиты, потребительские кредиты и кредитные карты. Сейчас все осталось без изменений, только вот в раздел высокорисковых продуктов все чаще стали попадать автокредиты и ипотека/

Кроме того, возможно ухудшение качества передаваемых портфелей долговых обязательств. Под качеством подразумевается давность просрочки по долгу, а также количество размещений среди коллекторских агентств (т.е. каким по счету работает данное агентство по данному портфелю). Причины просты.

Первое — ввиду сокращения кредитных программ, многие банки вынуждены сокращать целые отделы sales. Для сохранения команды и во избежание трат, сопровождающих сокращение штатных сотрудников, последних переводят в отделы по сбору просроченной задолженности. Видимо, до лучших времен.

Второй фактор — нехватка ликвидности. Банки "отжимают" портфели "плохих долгов" все большее количество раз. Быстрое списание долга, ранее весьма широко практиковавшееся, сейчас все менее популярно среди кредитных организаций. В связи с этим под управлением коллекторских агентств скапливается все большее количество количество долгов второго и третьего размещения. Себестоимость работы по ним весьма высока и может не компенсироваться агентским вознаграждением коллектора.

Какие способы взыскания задолженности обычно используются агентствами по сборам платежей? Какие решения в отношении должника применяются чаще всего для урегулирования проблем с возвратом кредита?

Классика — дистанционное общение с заемщиком (письма, SMS, телефонные переговоры, IVR), личные встречи и, наконец, судебные тяжбы. Причем последние практикуются все чаще, в отличие от ситуации еще годичной давности, когда ни коллекторы, ни банки связываться с этапом legal особо не хотели.

Редактор рубрики "Бизнес, экономика": Андрей Курилович