4
28сентября2009

Исполнительский сбор при взыскании задолженности в телекоммуникационном секторе в свете ФЗ №225-ФЗ от 27 сентября 2009 года

Исполнительский сбор представляет собой взыскание с должника денежных средств на основании постановления судебного пристава-исполнителя в связи с неисполнениям должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, а также в иных случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обязанность уплаты исполнительского сбора установлена ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в главе «Ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве». Взыскание исполнительского сбора с должника является, таким образом, актом привлечения его к юридической ответственности за неисполнение установленной законом обязанности исполнить решение суда, иные юридические акты. Целью исполнительского сбора, как и всякой иной меры юридической ответственности, является, во-первых, прекращение неправомерного поведения должника, выражающегося в его уклонении от исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, и принуждение должника к исполнению правоприменительного акта, а с другой стороны, наказание должника, недопущение совершения подобных правонарушений в будущем, как самим должником, так и иными лицами (общая превенция), стабилизация общественных отношений. С точки зрения взыскателя, конечно, наиболее важно то, что в результате привлечения должника к ответственности существенно повышается вероятность исполнения им исполнительного документа.     

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» Федеральным законом от 27 сентября 2009 г. № 225-ФЗ установлен минимальный размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с должника, – 500 рублей.

В прессе (очевидно, с подачи Федеральной службы судебных приставов РФ) данные законодательные новшества оценивались, в основном, в свете проблемы возмещения государственных затрат на взыскание так называемых «копеечных долгов» (т.е., денежных сумм до 1000 рублей.). Действительно, до введения в действие указанного федерального закона, судебные приставы не имели действенных рычагов воздействия на должника для взыскания долгов в 10, 20, 500, даже 1000 рублей, неся, при этом, по каждому такому делу значительные затраты – на возбуждение исполнительного производства, совершение исполнительных действий и т.п. (каждый акт судебных приставов, при этом, оформляется документально). Так, например, при ранее действовавшем законодательстве судебный пристав имел право взыскать с лица, обязанного уплатить по исполнительному документу 1000 рублей, исполнительский сбор в размере 70 рублей.

Однако с учетом штрафной природы исполнительского сбора, предлагаем оценить ФЗ № 225-ФЗ несколько в ином свете. В последнее время имеет место тенденция упрощения процедур взыскания небольших сумм задолженности. На это направлены, например, положения ГПК РФ о приказном производстве. Судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Такая простота получения исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства в купе с возможностью привлечения должника к значительной (для долга в 1000 или даже в 2000 рублей) имущественной ответственности в виде взыскания исполнительного сбора, может привести к тому, что должник не захочет переводить свой «копеечный долг» в более значительную сумму и уплатит всё добровольно на досудебной стадии взыскания задолженности. Важно лишь доводить до должников информацию об их возможных имущественных потерях всеми возможными способами.

Учитывая изложенное, полагаем, что установление минимального фиксированного размера исполнительского сбора в 500 рублей позволит совместить приятное государству и ФССП РФ пополнение федерального бюджета за счет увеличенных сумм исполнительного сбора с полезным компаниям, имеющим значительное количество должников с небольшой задолженностью.

Это, прежде всего, компании телекоммуникационного сектора. Их услуги за местные, междугородние и международные телефонные переговоры, пользование Интернетом, и т.п., зачастую остаются неоплаченными. В то же время для успеха бизнеса в данной сфере важно сформировать известную платежную дисциплину. Для этого важно достичь понимания должником невозможности уклониться от уплаты долга, в том числе, и применяя к нему предусмотренные законом меры юридической ответственности.

Принятие федерального закона № 225-ФЗ позволит исполнительскому сбору выполнять свою основную функцию меры юридической ответственности – вовсе не функцию компенсации расходов государства на исполнительное производство, а функцию превентивную, реализацией которой должно стать взыскание серьезной части небольших долгов еще до поступления их в поле зрения суда и Федеральной службы судебных приставов.

Юрист Антон Цымбалов